Версия для слабовидящих

МДОУ "Детский сад №3"

185031 Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16-а

Телефон

(8142)78-01-50, 78-01-36

Эл. почта dsmozaika@mail.ru

Инклюзивное образование

Условия для детей с ОВЗ и инвалидов

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

ФГОС дошкольного образования впервые устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

МДОУ «Детский сад № 3» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 Исходя из возможностей МДОУ, для детей c ОВЗ и детей-инвалидов созданы следующие условия:

-  для детей с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК МОУ Центра «ПМСС» консилиумом МДОУ разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа сопровождения на учебный год с учётом диагноза и динамики развития ребёнка;

- для детей-инвалидов разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка-инвалида, реализуемый в МДОУ на основании индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемой Федеральными Государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

 Освоение образовательных программ предусматриват очную форму образования. Дистанционного образования нет.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды интегрированы в группы общеразвивающей направленности и получают помощь и поддержку всех специалистов МДОУ. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа организуется в кабинетах логопеда и педагога-психолога. По мере предоставления специальных условий (выделения места)  для получения дошкольного образования дети с ОВЗ продолжают обучение, воспитание и развитие в соответствии с рекомендованным образовательным маршрутом.

Доступность здания МДОУ "Детский сад №3"  для детей с ОВЗ полностью обеспечена, для детей-инвалидов обеспечена частично.

В ДОУ созданы условия для питания детей с ОВЗ и отдельных групп инвалидов.

Условия охраны здоровья воспитанников - инвалидов и детей с ОВЗ:

- проведение инструктажа для всех сотрудников ДОУ по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которые они предоставляются ( 1 раз в год);

- проведение инструктажа для сотрудников ДОУ по охране жизни и здоровья детей (раз в квартал);

- наличие в ДОУ медицинского кабинета, кабинетов психолога и логопеда;

- повышения квалификации педагогов по вопросам создания образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДОУ путем посещения курсов повышения квалификации, семинаров, конференций и др.;

- коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ организуется педагогом-психологом МДОУ в индивидуальной форме. При проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются возрастные психофизиологические особенности, отраженные в санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждениях.

Занятия по коррекции и развитию познавательной сферы преимущественно проводятся в утренние часы (не в ущерб основным занятиям, режимным моментам и прогулке), а по развитию эмоционально-волевой сферы во вторую половину дня.

Основные методы коррекционных воздействий:

  • игровая терапия: подвижные, познавательные, словесные, пальчиковые игры
  • психогимнастика
  • арт-терапия: работа с красками, карандашами, песком
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные упражнения

Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей (законных представителей) могут быть индивидуальные беседы, консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары.

В МДОУ «Детский сад №3» ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид может находиться до школы или переходить в другое ДОУ.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ нет.