Версия для слабовидящих

МДОУ "Детский сад №3"

185031 Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16-а

Телефон

(8142)78-01-50, 78-01-36

Эл. почта dsmozaika@mail.ru

Игры с мячом
 
Ведущая деятельность ребенка третьего года жизни - игровая. Это значит, что именно игра в большей степени влияет на общее развитие малыша. Может быть, поэтому игровые приемы являются наиболее действенными, когда родители хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезные навыки.
 
        К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом мы как бы становился детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость…
       Среди разнообразия детских игр, можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считал его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру…
 
Как же организовать игры с мячом в семье
  1. В условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми.
  2. Взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша.
  3. Играм с мячом на улице, следует особое внимание; не следует играть вблизи проходящего транспорта, необходимо избегать опасных канав или ям.
        Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию.
         Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально действует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться ими разумно, созвучно самой природе раннего детства.
 
Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь.
 
        Задача взрослого - создать необходимые условия для сенсорного развития малыша с первых месяцев его жизни.
        Организация целенаправленной двигательной активности ребенка, как в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагогике раннего детства.
       Не случайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.
       Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры - упражнение с мячом. Мяч проходит через все стадии детства: раннее, дошкольное, школьное.
        В первые годы жизни ребенка мячи(шары) в показах взрослого используются как развлечение, забава. В дальнейшем мяч выступает как средство игры - удобная динамичная игрушка.
        На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.
      К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом.
     
Педагогическая ценность игры с мячом.
 
      Малыши, знакомясь со свойствами, выполняя разнообразные действия с ним, получают нагрузки на все группы мышц - активизируется весь организм. Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
       Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска: нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.
        Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.
 
Учимся играть вместе
 
        Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей - ведущий прием в обучении малыша.
        Задания должны быть простыми и доступными для детей.
        Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей раннего возраста. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: малыш начинает выполнять движение свободнее, без лишних напряжений, у него появляется своеобразное чувство мяча. Большое разнообразие движений и их вариантов в действиях с мячом вызывает у детей интерес к мячу, как к предмету спорта, что особенно важно для формирование, в будущем положительных наклонностей к физической культуре.
         Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.
 
 Игры с мячом
 
             «Поиграем с солнышком»
 
Цель - Научить детей прокатывать мяч в заданном направлении.
Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Взрослый с мячом (желательно желтым) напротив, на расстоянии до 1 метра.
Солнышко желтое                    - медленно прокатывать мяч от руки к руке.
Солнышко теплое                     - вокруг себя на полу.
По небу катилось, катилось     - прокатывание двумя руками к ребенку.
К Мише (имя ребенка) в           - ребенок ловит мяч и прокатывает обратно, двумя                                                                      
       гости прикатилось                                                 .руками  
 
Исходное положение ребенка можно менять: сидя на полу ноги врозь, скрестив ноги перед собой, сидя на корточках.            
 
              «Мяч в кругу»
 
Цель - Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.
В этой игре можно объединить несколько детей или попросить двух членов семьи поиграть.
Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Взрослый дает одному из участников игры мяч - колобок и читает стихотворение:
Колобок, колобок
У тебя румяный бок.
Ты по полу катись
И Катюше (имя) улыбнись!
По просьбе взрослого ребенок прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени.
СОВЕТ: Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры.
 
              «Прокати и догони»
 
Цель - Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту и выполняет действия в соответствии с текстом:
Наш веселый, звонкий мяч       - толкает мяч двумя руками
Мы прокатим далеко                 -   смотрит, куда он катится
А теперь его догоним                - бежит и догоняет его
Это сделать нам легко               - поднимает мяч над головой
В зависимости от диаметра мяча, ребенок может, прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую, если мяч маленький или двумя руками, если мяч большой
СОВЕТ: Приучайте ребенка не бежать сразу за мячом, а дождаться речевого сигнала.
 
 
           «Сбей кегли»
 
Цель - Развивать элементарные навыки попадания в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении)
Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, можно пустые пластиковые бутылочки от («растишки» или «имунеле»).
 Взрослый ставит 2-3 кегли на расстоянии 1-1.5м. и дает ребенку большой мяч. Ребенок, присев на корточки в обозначенное место прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.
СОВЕТ: Хвалите ребенка, даже если он не попадает в цель. Отметьте кусочками пластыря, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.
 
          «Мяч в туннель»
 
 Цель - Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.
Взрослый сдвигает 1-2 табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуреткой), отталкивая его двумя руками. Диаметр мяча не должен быть половины расстояния между ножками табуретки.
СОВЕТ: Мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Хвалите ребенка, даже если он не попадет в туннель.
 
          «Снежинки»
 
Цель - учить ребенка двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику.
Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нужно сделать снежинки, нарвать небольшие кусочки белой, легкой бумаги (например, салфетки). Положить на пол небольшую взбитую подушку, сверху насыпать «снежинки».
Ребенок с мячом на расстоянии 0.7-1.5м. от подушки и пытается забросить мяч на нее (двумя руками снизу).
     
       Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного упражнения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте, когда малыш будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяйте их, чтобы он закрепил движения.
       Не забывайте о возрасте ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые он выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Пусть ребенок демонстрирует свои умение перед всеми членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться, осваивая новые, более сложные движения и игры.