Версия для слабовидящих

МДОУ "Детский сад №3"

185031 Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16-а

Телефон

(8142)78-01-50, 78-01-36

Эл. почта dsmozaika@mail.ru

Как сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка 1-3 лет

    

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Все мы, и педагоги, и родители, стремимся, чтобы дети росли веселыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими — то есть психологически здоровыми.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. В то же время основу психологического здоровья составляет полноценное психологическое развитие на всех этапах жизни, и, конечно, в дошкольном детстве.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, внимательное, теплое отношение родителей к ребенку и друг к другу.
Нарушения психического и психологического здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми, их враждебного отношения, неблагоприятного стиля воспитания (особенно жесткого, авторитарного), а также у тех детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Нарушения могут проявляться как в поведении, так и в эмоциональной сфере дошкольника (беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и т. п.)
Обычно дети не осознают причину своих переживаний, огорчений, и, к сожалению, часто не понимают ее и взрослые. И, конечно, чтобы мы, взрослые, могли помочь ребенку, нам необходимо учитывать возрастные особенности его развития.
 
Каковы же особенности развития ребенка раннего возраста?
 
  • От 1 года до 3 лет интенсивно развивается сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. 
  • К 2 годам происходит осознание своего «Я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый – ребенок – родитель». Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи.
  • Осознавая свое «Я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2-х лет уже не так привязан к матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи, становится более общительным, легче вступает в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2 – 4 лет называют возрастом упрямства. Фактически это — развитие волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Очень важно, чтобы мама адекватно реагировала на процесс отделения от нее ребенка: она должна оставаться физически доступной ребенку, но не слишком навязчивой.
  • Если в период упрямства родители «беспощадно воюют» с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают его от любых, даже «неопасных опасностей», это может помешать развитию активности и самостоятельности и способствовать появлению зависимости от мнения, оценок окружающих, страха независимости. Такой ребенок может быть дома очень тихим и послушным, а в детском саду агрессивным, или, наоборот, дома — «тиран», а вне дома пугается посторонних людей, в саду играет один.
  • Естественно, что предоставлять самостоятельность ребенку надо как можно раньше. Но чтобы родители были спокойны, необходимо держать все опасные для малыша предметы в недоступном месте, не на виду. Самостоятельность всячески поощряется, слово «нет» произносится только в самых необходимых случаях и соблюдается неукоснительно.
  • Так же необходимо правильное отношение взрослых к агрессивным действиям малыша. Агрессивные действия в раннем возрасте считаются не только нормальными, но и необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка. Агрессивные действия ребенка — это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире.
Поведение взрослых:
а) Стараться сдерживать агрессивные порывы ребенка до их проявления (вовремя взять за руку, окликнуть).
б) Показывать малышу неприемлемость такого поведения, демонстрировать его невыгодность ребенку.
в) Учить ребенка переносить свои негативные чувства на неопасные объекты. Когда ребенок сердит, можно использовать резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в таз с водой, подушки, мишень с мячиками на липучках, «стаканчик для крика», спортивный инвентарь.
г) Очень важно, чтобы у мамы сохранялось очень нежное, ласковое отношение к ребенку, несмотря на его агрессивные действия!
 
Формирование положительных отношений с окружающими людьми и миром возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для ребенка надежной защитой и позволяет ему в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.
 
 В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей уменьшаются (если они были) расстройства нервной системы, ребенок становится спокойнее, лучше спит, не так реагирует на перемену обстановки.
 
При рождении второго малыша сложившиеся в семье эмоциональные отношения меняются. Старший ребенок, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Постепенно он замечает, что, стоит ему заболеть или чего-то испугаться, и мама опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает. Отсюда возможно развитие психосоматических расстройств и страхов, в основе которых — боязнь эмоционального забвения. Поэтому очень важно, чтобы и после рождения второго малыша старшему уделялось родителями достаточно внимания, он знал и чувствовал, что его любят. Также хорошо, если он будет чувствовать себя маминым помощником в уходе за малышом и выполнять какие-то поручения: собрать игрушки, принести соску и т. п.
 
Уже к 2-м годам у детей появляется ревность к родителям, когда ребенок замечает их симпатии друг к другу, в то время как у него сильно желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности (чаще всего поначалу это мать). Беспокойство из-за недостатка чувств матери может приводить к возникновению ночных страхов. Этого не происходит с детьми, уверенными в прочности, незыблемости семейного эмоционального окружения.
 
Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления у них невротических расстройств, страхов.
Страхи в раннем возрасте

Страхи в раннем возрасте

 Страхи сказочных персонажей
Могут возникнуть, если у ребенка чрезмерно строгие родители, которые недостаточно ласковы, часто грозят наказаниями (отсюда — страх Бабы Яги, Волка).
Ночные страхи
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без кошмаров:
1)      он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят;
2)      день его должен быть наполнен радостью, новыми, но не чрезмерными впечатлениями;
3)      время засыпания должно быть всегда одно и то же, чтобы не нарушался естественный биоритм сна.
Страхи перед сном
Возникают, когда ребенок лежит один, без света, в закрытой комнате. Чтобы ребенок не боялся, дверь должна быть приоткрыта, а родители — где-то рядом!
Страх замкнутого пространства
Наиболее выражен в 3 года. Возникает при большом количестве запретов родителей, при наказаниях, когда детей запирают в тесное и темное помещение, или просто оставляют одних, и они не могут выйти (возрастает чувство беспокойства и страха).
 
Проблемы страхов у детей не существует для тех родителей, которые уверенно, но в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «Я».
Страхов всегда меньше, и они быстрее проходят, если мама всегда рядом, если в семье доминирует отец, если родители не ведут «войну» с упрямством, если сами родители спокойны и уверены в себе.

 И еще несколько рекомендаций

 Чтобы малыш был эмоционально уравновешен, родителям важно соблюдать такие правила:
 
1.      Требования к ребенку всех членов семьи должны быть согласованы.
2.      Действия взрослых должны быть последовательны: например, если что-то раньше разрешалось малышу, то нельзя это запрещать без всяких причин.
3.      Важно выработать у ребенка прочную и действенную реакцию на два главных словесных сигнала взрослых: «надо» и «нельзя». Но этих «надо» и «нельзя» не должно быть много, они должны быть понятны ребенку и соблюдаться неукоснительно.
4.      Общение с ребенком не должно быть излишне жестким, строгим, т. е. авторитарным, или попустительским.
5.      В целом должна быть позитивная оценка личности малыша; на его промахи и недостатки необходимо указывать тактично и аргументировано, поддерживать и хвалить за старание.
 6.      Важно содействовать развитию активности (двигательной, познавательной) ребенка, появлению опыта самостоятельного преодоления препятствий.