Версия для слабовидящих

МДОУ "Детский сад №3"

185031 Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16-а

Телефон

(8142)78-01-50, 78-01-36

Эл. почта dsmozaika@mail.ru

Как сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка 5-7 лет

 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
Все мы, и педагоги, и родители, стремимся, чтобы дети росли веселыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими — то есть психологически здоровыми.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. В то же время основу психологического здоровья составляет полноценное психологическое развитие на всех этапах жизни, и, конечно, в дошкольном детстве.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, внимательное, теплое отношение родителей к ребенку и друг к другу.
Нарушения психического и психологического здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, их враждебного отношения, неблагоприятного стиля воспитания (особенно жесткого, авторитарного), а также у тех детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Нарушения могут проявляться как в поведении, так и в эмоциональной сфере дошкольника (беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и т. п.)
Обычно дети не осознают причину своих переживаний, огорчений, и, к сожалению, часто не понимают ее и взрослые. И, конечно, чтобы мы, взрослые, могли помочь ребенку, нам необходимо учитывать возрастные особенности его развития.
 
Каковы же особенности развития ребенка 5-7 лет?
  •  Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?»
  •  В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Формируется система ценностей, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Ребята стремятся общаться со сверстниками того же пола, принятие в среде которых важно для самоутверждения и адекватной самооценки.
  •  В 5-летнем возрасте характерны приходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?» Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.
  •  Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.
  •  Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением.
  •  В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.
  •   Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают: привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Но эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, т. к. в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье.
  •  Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за его эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье.
  •  Если в силу различных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей.
  •  Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то став матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.
  •   Мальчик, лишенный в детстве положительного влияния отца, может не стать Отцом Сына, не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения. К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом каких-либо опасностей или трудностей, появление страхов.
  •  Если ребенок по тем или иным причинам воспитается без отца, маме очень важно найти возможность для общения сына или дочки с представителями мужского пола. Это могут быть другие родственники, папы соседских детей и т. п. Для гармоничного полоролевого развития ребенку важно видеть пример адекватного мужского поведения: уверенного, спокойного, эмоционально-отзывчивого.
  •  Дети 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Сами сновидения в этом возрасте воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи.
  •  Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти (который может проявляться как страх заражения, болезней, нападения, животных, сказочных персонажей, страх разлуки с родителями). Ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то подобные тревоги только усилят возрастной страх смерти.
  •   Страх смерти указывает на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Поэтому в этом возрасте лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям , вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности.