Версия для слабовидящих

МДОУ "Детский сад №3"

185031 Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16-а

Телефон

(8142)78-01-50, 78-01-36

Эл. почта dsmozaika@mail.ru

Как сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка 3-5 лет.

Каковы же особенности развития ребенка 3 – 5 лет?

  • По сравнению с ранним детством у дошкольника возрастает самостоятельность — ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками.
  • Развивается фантазия, а вместе с ней и вероятность появления воображаемых страхов. Замечено, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками (т. к. развивается эмоциональная сфера, гибкость поведения). Поэтому взрослым очень важно, посещая детские площадки и тому подобные места, стараться налаживать через совместную игру взаимодействие детей.
  • В 3 – 5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства, что может проявляться как страхи перед сном (ребенок не остается один при засыпании, в комнате должен гореть свет, а дверь должна быть приоткрыта). Родителям необходимо не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить ребенка, нежно поговорить с ним и не настаивать на незамедлительном выполнении всех своих требований. Да и днем стараться не быть отдаленными от ребенка: позаниматься немного с ним, поиграть, сказать несколько теплых слов.
  • Страх замкнутого пространства может ярко проявляться, если ребенка, наказывая, запирают в тесном и темном помещении, или просто оставляют одного, и он не может выйти. Результатом подобных воспитательных воздействий могут быть нервные тики, заикание.
  • Способствует страхам чрезмерная опека, постоянное нахождение рядом взрослых, предупреждение каждого самостоятельного шага ребенка. Таким образом, непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности.

          Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий.

  • Большое место в жизни дошкольника занимают сверстники. Особенно привлекательными для него являются ребята, которые умеют интересно играть. Понятно, что дети в этом возрасте легко ссорятся и также легко мирятся. Поэтому конфликты не стоит акцентировать. Однако мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу, поэтому родителям очень важно с осторожностью высказывать свое мнение в адрес чужих детей.
  • В дошкольном возрасте происходит стабилизация, уточнение «Я» ребенка, осознание его качественных характеристик: какой Я — плохой или хороший. От 3-х до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми.

         Формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливаются такие этические категории, как чувство вины и сопереживания.

  • Т. к. у дошкольника активно развивается самосознание, и он все больше осознает себя как личность,  отсюда возникает горячее желание рассказывать взрослым о себе, своих увлечениях, переживаниях. И, к сожалению, многие дети страдают от того,  что их некому слушать. Если дошкольнику не хватает общения с родителями, это  приводит к возникновению чувства внутреннего одиночества. Внутреннее одиночество ребенка может проявляться по-разному. Обычный вариант - демонстративность, привлечение к себе внимания всеми доступными способами, — вплоть до нарушения поведения. Иногда это дополняется «прилипанием» к какому-либо взрослому при отторжении других.
  • В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Если между ребенком и родителями нет конфликта, то все эти чувства он проявляет по отношению к ним. Любовь ребенка имеет безусловный характер (т. е. даже если родители наказывают, ребенок все равно их любит). Поэтому стоит подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить», т. к. они крайне болезненно воспринимаются детьми 3 – 5 лет и приводят к возникновению у них внутреннего беспокойства. Часто это проявляется как нарастающая заторможенность или возбудимость, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость, упрямство, капризность, появление страхов сказочных персонажей. К таким же последствиям может привести и излишняя строгость, эмоциональная холодность родителей, частые наказания, особенно физические. Так же недопустимо грозить уходом от ребенка, сдать его в детский дом и т. п.  Ребенок хотя умом и понимает, что этого не произойдет, но в данный конкретный момент верит  этому. Ситуации мнимого ухода родителей являются настоящим горем для ребенка, травмируют его и иногда надолго.
  • Так же как ребенок безусловно любит своих родителей, и он сам нуждается в их безусловной любви. Т. е. родительская любовь должна быть «не за что-то и в каких-либо условиях», а «несмотря ни на что». При этом она должна иметь те или иные внешние проявления. Бывают ситуации, когда мама горячо любит своего малыша, а сказать ему этого не может, и каждый из них замыкается в своем одиночестве. А иногда есть объективные причины, по которым родители не всегда могут быть рядом, уделяя необходимое ребенку тепло и внимание. Но если они будут осознавать последствия своих действий, то многие найдут способ оставить в своем сердце место для ребенка. Так, например, если родители все внимание уделяют младшему ребенку, то старший будет чувствовать себя ненужным, у него могут появиться страхи, а его ревность будет проявляться долгие годы, и не только относительно родителей, но даже в плане друзей.
  • В этом возрасте заметно эмоциональное предпочтение ребенком родителя другого пола (максимально выраженное в 4 года). Опыт общения ребенка с родителем другого пола в дальнейшем найдет свое развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытывали к родителям другого пола в детстве. Если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это будет способствовать возникновению подобных проблем в браке. Недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола ведет к беспокойству, капризности, неустойчивости настроения у ребенка.
  • Для развития эмоциональной и волевой сферы детей важно активное участие отца в жизни семьи. Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие. Если же отцы не выполняют подобную роль в семье, и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то в подростковом возрасте у детей могут наблюдаться такие черты характера, как неуверенность и страх при ответах в школе, неумение постоять за себя, быть инициативным, непосредственным в общении со сверстниками.
  • Родители для дошкольника — образцы для подражания. Они могут даже не внушать ребенку какие-то истины, ценности, а просто следовать им. А ребенок в этом возрасте — как «губка» — быстро и глубоко впитывает их. Поэтому необходимо с осторожностью высказывать свои жизненные принципы при ребенке. Важно также с осторожностью выбирать фильмы для совместного просмотра. Так, если папа с сыном смотрят вместе боевики, а папа еще и подчеркивает, что побеждает всегда сила, то у ребенка могут сформироваться агрессивные, жестокие черты характера. Или: если родители курят, или используют ненормативную лексику, ребенок тоже будет считать, что это нормально.